Любитель истории, реставратор Борис Яровой – личность в Прибайкалье известная. Когда-то он воссоздал модель иркутского острога, служащую сегодня украшением музея истории города, участвовал в реставрационных проектах регионального значения, автор нескольких учебных программ. Но свое главное предназначение, по собственному признанию, нашел именно в наставничестве, реализовать которое смог в Иркутском техникуме архитектуры и строительства, где сегодня трудится преподавателем и заведующим лаборатории материаловедения.
Генетика победила Каждый из нас в свое время стоял на распутье, искал дорогу в жизни. У кого-то этот выбор случился сразу после вступления во взрослую жизнь. Кому-то пришлось пройти половину жизненного пути, прежде чем определить свое предназначение. Так произошло и у Бориса Ярового.
– Первое высшее образование я получил в ИГУ, окончив отделение журналистики филологического факультета, – рассказывает он. – В то время были легендарные преподаватели кафедры, они прививали нам культуру, как сейчас понимаю, это очень важно воспринять в молодом возрасте. Когда был еще студентом первого курса, по ночам подрабатывал сторожем в Спасской церкви. В то время там находилось отделение краеведческого музея. Иркутский художник, иконописец Михаил Лутаенко вместе с Александром Чегодаевым там же создавали экспозицию на втором этаже колокольни с коллекцией колокольчиков и видами Иркутска.
Обсуждали планы, как и что реставрировать, а вскоре, когда храмы передали епархии, их планы стали претворяться в жизнь. Параллельно с учебой в университете я начал работать с ними как столяр и резчик по дереву, восстанавливая иконостас Богоявленского собора.
Разумеется, если бы у юноши не было определенных навыков и умения, его помощь реставраторам вряд ли понадобилась. Но, к счастью, с этим проблем не возникло.
– Как говорится, все родом из детства, – продолжает Борис Павлович. – В школе мне повезло – у нас были замечательные преподаватели труда, которые заложили во мне тягу к работе с деревом, да и отец относился к тому поколению, которое умело все. Он был доктором физико-математических наук, при этом своими руками срубил дом. Я во втором поколении иркутянин, многие из моих предков с берегов Лены. Именно там Яровые породнились с Шелковниковыми и Сафоновыми. Перебравшись в Иркутск, жили в центре города: переулке Черемховском и на улице 25 Июля. Прадед Иван Романович Сафонов был инженером связи, устанавливал вышки, телеграфные мачты – воздушные переходы проводов через широкие сибирские реки. Это тоже повлияло на мое увлечение историей Иркутска. Позже повезло встретиться еще с одним удивительным мастером – Александром Иосифовичем Шпаковским, который преподавал резьбу по дереву в Речном училище. Я пришел и попросился у него поучиться. Он мне показал первые шаги в профессии резчика.
Разобравшись, наконец, к чему его влечет, Борис поступил на вечернее отделение художественного училища им. Копылова на специальность «дизайнер». Там для него был образцом педагога художник Владимир Николаевич Бешнов. Затем, устроившись работать на Иркутскую мебельную фабрику, создавал новые модели мебели. После продолжил учебу в магистратуре архитектурного факультета ИРНИТУ, защитив научную работу по истории архитектуры.
Вместе с Михаилом Лутаенко он участвовал в воссоздании внешнего и внутреннего убранства храма в селе Анга Качугского района и других церквей Приангарья.